Влияние музыки на психику ребёнка
Музыка, движения, эмоции,
игра
Телесный опыт - основа
интеллекта и здоровья ребенка
"Двадцать первый век - век высоких технологий, век информации
и технического прогресса". Этот тезис вошел в наш быт, доминирует в нашем
сознании и постепенно становится неким лозунгом, девизом, на который мы
ориентируемся при воспитании своих детей. Мы стараемся как можно раньше
приобщить их к этому миру знаний и прогресса. Мы озабочены тем, чтобы наши дети
успели интеллектуально развиться и буквально с пеленок начали впитывать в себя
побольше разнообразной информации. В этом мы видим залог их будущей успешности
и устроенности в современном мире. Мы очень стараемся шагать в ногу со временем
в деле воспитания собственных детей и... оказываемся несовременными и
безнадежно отставшими в этом вопросе от своего века.
Давайте вспомним залы музеев и изображения детей на живописных полотнах
мастеров прошлого. Нас умиляют маленькие фигурки, разодетые в точности как
взрослые, но при этом вызывают и некоторый диссонанс: безнадежно устарело
представление о ребенке как о маленьком взрослом. Двадцатый век открыл мир
детства, утвердил представление о детстве как самоценном и уникальном периоде в
жизни человека. Сегодня мы уже в XXI веке, и современная наука продвинулась
далеко в понимании мира детства, его специфических законов. Но мы сами, став
заботливыми родителями, не осознаем, что все так же, по старинке, пытаемся
"одеть во взрослые одежды" наших детей, заставить их мыслить и
развиваться по законам взрослого мира.
Яркий пример - принесение в жертву ранней интеллектуализации физического
развития ребенка, его эмоционально-двигательного опыта. Врачи бьют тревогу,
говоря, что у современных детей ослаблено здоровье. Конечно, в снижении уровня
психосоматического здоровья наших детей повинны прежде всего неблагополучие в
экологической и социальной сфере, особенно в условиях современного города. Но
зачастую именно стремление родителей к раннему интеллектуальному развитию
ребенка приводит к подавлению его естественной двигательной активности, что
отрицательно сказывается на формировании нервной системы и в целом на развитии
здоровья ребенка.
Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить.
Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не
случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом.
Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него
в опоре на практические действия.
Психическая структура телесности - единственная структура психики, которая
полноценно функционирует в возрасте от пяти до десяти лет. Такие структуры, как
сознание, логическое мышление, воля находятся у детей в различных стадиях
становления. Опора на них не всегда является продуктивной в развитии у детей
различных навыков и представлений. Более того, иногда опора на эти психические
структуры оказывается бесполезной, а в худшем случае - противоестественной и
вредной.
Действие, активная практическая вовлеченность в процесс - единственная гарантия
усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него "живым
действием", связаться с двигательным, телесным опытом. Действия ребенка,
связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь,
постепенно переходят во внутренний план, формируются в понятия. Таков закон
становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий,
через их многократное повторение, к символизации в слове и закреплению в
сознании. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно
длительный - охватывает все дошкольное детство.
Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная
"пружина", заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к
движению. Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от
освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий
для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных
средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.
В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание
радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что
является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в
согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности
составляют любовь и доверие к окружающим близким людям, ощущение порядка,
красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта.
Поистине, психическое и душевное здоровье ребенка коренится в
эмоционально-телесных процессах.