Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
«Путешествие по временам года» в средней группе.
Разработала : воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский сад №31» Иванова И.В.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитее, познавательное развитие.
Задачи: Закрепить знания детей о временах года, их характерные особенности.
Уточнить знания детей о первых весенних цветах.
Упражнять в выразительном чтении стихотворений о временах года, пословиц, примет, умение отгадывать загадки, так же упражнять детей в умении двигаться в соответствии с характером музыки, инсценировать хороводную песню, выразительно петь.
Продолжать воспитывать любовь к природе, интерес к своему народу через пословицы и приметы.
Совершенствовать умение самостоятельно определять приёмы изображения стебелька, головки, листьев и передавать в рисунке образ первого весеннего цветка.
Оборудование: платья – костюмы времен года, аудиокассеты с записью русских народных песен, произведение Чайковского «Вальс цветов», краски, кисти, тонированные альбомные листы, маленькие бумажные бабочки по одной на каждого ребёнка.
Предварительная работа: заучивание стихов, примет, пословиц о разных времён года, рассматривание картин о временах года, наблюдения на улице, на участке во время прогулок в течении года, рисование всех времён года, первых весенних цветов.
Ход:
-Ребята, отгадайте загадку:
Четыре сестрицы на свете живут
И всех их по разному зовут
У каждой из них разноцветное платье
Попробуйте этих сестер отгадайте! (времена года)
-С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, теплой весны, красного лета, урожайной осени.
Приглашаем выглянуть солнышко, прилететь птиц, пролиться дождю. Складывались в народе пословицы, загадки, попевки о временах года.
-Сегодня у нас в гостях
Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка
Тряхнет перинки-
Над миром пушинки
Кто это дети? (зима)
Входит девочка в костюме зимы.
Дети читают стихотворения
Здравствуй, русская молодка
Раскрасавица – душа
Белоснежная лебедка
Здравствуй матушка зима!
Воспитатель: С чем пришла зима?
Ребёнок зима: с загадками:
Сам бежит, а стоять не велит (мороз)
Гуляет в поле да не конь, летает на воле да не птица (метель, вьюга)
Зима: Метель да вьюга мои два друга, какие признаки зимы можно выделить?
Дети: метель, пурга, вьюга, гололедица, оттепель.
Зима: А какие вы знаете стихи о зиме, пословицы, поговорки, приметы?
Зима: Какие знаете поговорки и приметы о зиме?
Поговорки:
1. зима не лето, в шубу одета
2. в зимний холод всякий молод
3. мороз не велик, а стоять не велит
4. береги нос в большой мороз
5. много снега много хлеба
Приметы:
1. был ночью иней – днём снег не выпадает
2. вороны и галки садятся на вершины деревьев к морозу
3. снежные хлопья стали крупными – жди оттепели
Девочка-Зима: Задержалась я у вас
Время таять, пропадать
Ручейками убегать
Воспитатель: А вот и второй гость к нам спешит:
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Выходит девочка в костюме весны под мелодию «Здравствуй весна» муз. Александрова.
Воспитатель: С чем пришла весна?
Весна: пришла узнать, что вы знаете обо мне, какие приметы, пословицы, стихи.
Дети перечисляют пословицы, приметы о весне.
Приметы:
1. птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев – быть холодному лету
2. много сока в берёзах – к дождливому лету
3. деревья весной покрылись инеем – к теплу
Пословицы:
1. вода с гор потекла весну принесла
2. увидел грача – весну встречай
3. весенний дождик лишним не бывает
Воспитатель: Уж ты пташечка ты залетная
Ты слетай на сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму, отомкни лето.
Выходит девочка в костюме лето (выходит под мелодию «Уж ты сад»)
Воспитатель: Вот пришло и лето красное
Жарким стало солнце
С чем лето пришло?
Лето: С загадками:
1. Утром падаю всегда, не дождинка не звезда
И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах (роса)
2. Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок белые реснички (ромашки)
Лето: А какие вы знаете приметы обо мне?
1. Воробьи летят кучами к сухой и ясной погоде
2. Подул горячий ветер к дождю
3. В июне жить весело: цветы цветут, соловьи поют.
Девочка-лето прощается .
Воспитатель: Промелькнуло быстро лето,
пробежало по цветам
За горами бродит где-то,
и без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень…
Входит девочка в костюме осени.
Воспитатель: С чем пожаловала осень?
Осень: С загадками:
1. Пришла без красок и без кисти перекрасила все листья (осень)
2. Сидит зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет (листья)
Пословицы и приметы:
1. Лето со снопами, осень с пирогами
2. Весна и осень на день погод восемь
3. Гром в сентябре, теплая осень
4. Осенью паутинка, на ясную погоду
5. Облака идут низко, скоро похолодает
6. От осени к лету поворота нету.
Воспитатель:
Хороша зима снегами, весна цветами
Лето грибами, а осень пирогами.
Ребята, а какое время года сейчас? (весна)? А вы помните, какие цветы расцветают первыми весной? (подснежники, одуванчики, ландыши). Как можно их назвать? (весенние). Эти цветы можно назвать весенними, потому что они расцветают весной раньше, чем многие другие цветы. Сейчас я вам предлагаю под музыку «Вальс цветов» изобразить движениями, как растут, как распускаются бутоны, как покачиваются под лёгким ветерком (дети импровизируют).
Воспитатель: А теперь нарисуйте эти первые весенние цветы. Подумайте, кто какой цветок захочет нарисовать, сами решайте, какими приёмами будете рисовать. С чего лучше изобразить цветок? (со стебелька).
Когда дети закончат работу, воспитатель каждому ребёнку даёт бабочку и предлагает посадить её на цветок. |