ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ
Еще до недавнего времени
леворукость встречалась не более чем у 5 % детей. (В 1987г., 7-9 лет -13%
мальчиков и 9% девочек; 12 лет - 4,1% мальчиков и 4% девочек; в настоящее время
: от 15-23% леворуких детей.)
Причины леворукости кроются в
особой организации мозга, ВПФ.
Леворукость –это отражение
межполушарных изменений.
Левое полушарие / вербальное
восприятие/ отвечает за переработку информации, абстрактное мышление. Правое
полушарие- /чувственное полушарие/отвечает за прием информации, хранит память о
прошлом. (При потере лев. полушария правое берет все на себя . Если теряем
правое, то левое не компенсирует этой потери.) ЛЕВОРУКОСТЬ – это не патология,
а один из вариантов нормы.
Леворукий ребенок не должен
чувствовать негативное отношение к себе.
Такие дети, как правило,
легко возбудимы, утомляемы, поэтому следует предотвращать
перенапряжение./Дневной отдых 1-1,5 часа; сон не менее 11 часов; ежедневные
прогулки./
Не драматизировать ситуацию
школьных неудач. (Необходимы специальные коррекционные занятия.)
Биологические механизмы у
левшей и правшей различны, поэтому и подход к детям должен быть разным . Нельзя
говорить что лучше, а что хуже. Это разные дети.
Леворукий ребенок позже
начинает говорить, у него особенная психика. Он делает только то, что хочет,
избирателен в еде. Левши упрямы, целеустремленны, очень умны, но очень
эгоистичны. Восприятие снижено у левшей. Черчение им сложно, схемы для них
сложны. Дети долго путают лево-право. Такие дети охотно идут в школу, а
трудности испытывают лишь при письме. Им тяжело переключаться, т.к. то что они
видят на доске и то что необходимо им сделать в тетради, кардинально
отличается. Негативное отношение к школе может возникнуть от того, что такие
дети не успевают, следовательно у них могут развиваться неврозы. Невроз- это
инертность мышления, появление тиков, снохождение, страхи( а страхи –это
защитная реакция организма).
Врачи не рекомендуют
пользоваться компьютером детям до 14 лет, часто смотреть ТV т.к. идет загрузка
левого полушария (компьютер+ТV-это загрузка левого полушария и только левого.
Были случаи развития эпилепсии у детей)
При переучивании левшей угнетается
правое полушарие( которое отвечает за чувства). Отсюда неустойчивость психики,
и как следствие отставание в физическом развитии, страхи, тревожность,
мнительность.
СИМПТОМЫ ПЕРЕУЧЕНЫХ ЛЕВШЕЙ:
нарушение сна, аппетита,
головные боли, энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная
возбудимость, повышенная чувствительность к запахам, длительная неусидчивость
или вялость и заторможенность, резкая смена настроения, неадекватные реакции.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С
ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ.
Изменить наклон
тетради.(Леворукий при письме будет загораживать линию письма.)
Левое плечо ребенка должно
быть выдвинуто вперед, а тетрадь лежать под наклоном 20% вправо.
Ручка должна составлять одну
линию с рукой, а рука должна быть под линией письма.
Свет должен падать с правой
стороны.
В школе должен сидеть у окна
и не мешать соседу.
Категорически противопоказано
безотрывное письмо.
Уроки ребенок должен
выполнять самостоятельно с первых дней учебы; помощь оказывать в крайнем
случае. Д/З выполняются с перерывом.
ТРУДНОСТИ:
тремор руки;
оптическое смешение букв (
п-т, л-м);
искажение конфигурации букв;
зеркальное письмо;
медленный темп письма;
нарушение границ письма.
ВИДЫ РАБОТ:
•
развитие общей и мелкой моторики;
•
развитие зрительно-пространственных
восприятий и зрит. памяти;
•
формировать границы письма;
Задания:
копировать фигуры и их
сочетание;
воспроизводить фигуры по
памяти;
различать фигуры среди
других;
дорисовать недостающие
элементы фигур;
проводить прямую не отрывая
руки;
штриховать;
проведи линию не отрывая
руки.
|